С 1 января 2019 года вывозом и переработкой мусора на подконтрольной территории занимается один оператор (в зависимости от населения их может быть несколько — характерно для городов-миллионников). Все физические и юридические лица, проживающие на ней, обязаны заключать договор на вывоз отходов с выбранной на региональном уровне компанией. Оператор устанавливает для всех клиентов единый тариф на свои услуги.
ТКО – это отходы, которые появляются в результате процессов потребления товаров физическими лицами в жилых помещениях.
Сюда же относятся товары, которые растратили свои потребительские качества в результате эксплуатации их в жилых помещениях физическими лицами, для удовлетворения бытовых и личных целей. Отходы, появляющиеся в процессе деятельности юридических лиц и ИП, и похожие по составу на мусор, образующийся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, также относятся к ТКО.
[expert_bq id=22]Полный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».[/expert_bq]
Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.
Регоператором может стать только юридическое лицо любой организационно-правовой формы. Оно должно соответствовать следующим требованиям:
[sc name=»ad1″ ]
Услуги регионального оператора оплачиваются собственниками ТКО. На оператора возлагается ответственность за размещение контейнеров на площадках, сбор и дальнейшую обработку и утилизацию ТКО. Он обеспечивает переработку мусора, вывозя его на законные объекты по обращению с отходами. Также в обязанности единого операторов входит контроль за ликвидацией незаконных свалок.
В зависимости от региональной программы и территориальной схемы субъекта федерации, может быть выбран один или несколько регоператоров.
Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».
В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).
Указаны основания для осуществления деятельности компании:
Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.
РСО выбирается на конкурсной основе сроком на 10 лет. Критериями отбора являются стоимость и качество услуг. Компания осуществляет свою деятельность на подконтрольной территории, на основании соглашения с органом исполнительной власти субъекта РФ.
[sc name=»ad2″ ]
После получения статуса оператора, компания в течении одного месяца оповещает население о необходимости заключения договоров на вывоз мусора.
На территории субъекта может быть несколько операторов, работа которых контролируется местными органами власти. При невыполнении взятых обязательств, нарушении правил обращения с ТКО, регоператор может быть оштрафован или лишен статуса РО.
[expert_bq id=22]Если у потребителя услуг был заключен договор на вывоз мусора с компанией не являющейся оператором, он считается недействительным с 1 января 2019 года.[/expert_bq]
Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.
Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.
Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.
При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.
С 1 января 2019 года в регионе заработает новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривающая наличие единого оператора по обращению с отходами. Тариф на вывоз ТКО переводится в разряд коммунальных, теперь подлежит государственному регулированию и устанавливается единым для всей территории Новосибирской области.