08:00 - 08:00
Ежедневно, без выходных
На главнуюНовостиЛюди не хотят платить за мусор: проблемы мусорной реформы в РФ

Люди не хотят платить за мусор: проблемы мусорной реформы в РФ

25.04.2019

Главный законодательный акт, регламентирующий основы «мусорной реформы» — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ. Он устанавливает правила учета, нормирования отчетности и разграничение действий при вывозе отходов. С 2019 года начали действовать изменения, внесенные в ФЗ №89.

На какой стадии находится Реформа в РФ

По новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами работают теперь 62 субъекта. 13 регионов провели реформу ТКО частично, еще в девяти новая система заработает до конца года.

С января текущего 2019 года россияне уже начали получать видоизмененные платежки: строка о вывозе мусора в них убрана из состава жилищных услуг и переведена в разряд коммунальных. Тарифы за эту функцию теперь устанавливает государство, а не ТСЖ, управляющие компании и пр.

За ликвидацию отходов отвечают не муниципалитеты, а региональные операторы. В большинстве регионов операторы уже выбраны сроком на 10 лет и более. Это произошло в 2018 году на конкурсной основе. Сами регионы разбиты на кластеры. Их границы определены территориальной схемой. За каждым оператором закреплен один или несколько таких участков.

С гражданами и юридическими лицами заключены договора, на основании которых производится вывоз мусора.

Важно! Жители частных домов или владельцы дачных домиков, которые раньше могли по своему желанию отказаться от этой услуги, тоже подчиняются новым правилам и платят за вывоз мусора.

[sc name=»ad1″ ]

Реализовать все идеи «мусорной реформы» сразу не получится, поэтому Федеральным Законом №89 предусмотрены отсрочки. Отсрочки на 3 года добились Москва и Санкт-Петербург, мотивировав это тем, что в регионах отсутствует территория для размещения современных полигонов и заводов по переработке мусора.

[ratingelements id=»153″]

Выявлены первые проблемы

Реформа вызвала неоднозначный отклик у населения, многие граждане враждебно настроены к нововведениям. Это влияет на собираемость платежей, уровень которых в данный момент составляет 50,3 %. Отказ жителей оплачивать работу регионального оператора может привести к остановке деятельности последнего. Такая угроза существует в Дагестане, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Пермском крае, а также в Самарской, Новосибирской, Ульяновской областях, Красноярском крае, Алтайском крае.

Одна из причин, по которой люди отказываются оплачивать счета за вывоз мусора – резкое увеличение суммы в платежке.

[expert_bq id=22]Сами регоператоры объясняют повышение платы рядом факторов, среди которых: расстояние до места сортировки и утилизации (чем оно больше, тем выше топливный расход транспорта, который вывозит мусор), цена на топливо в конкретной местности и даже климатические условия.[/expert_bq]

[sc name=»ad2″ ]

Кроме того, не везде начисления включены в единую платежку. Там, где приходит отдельная бумага, жители чаще всего предпочитают не платить.

Ряд регионов оказались неготовыми к переходу на мусорную реформу. Зафиксированы сбои при выставлении счетов. В Тверской области жителям платежку присылали дважды за месяц, а в Калининградской квитанции заготовили даже на умерших. Однако позднее чиновники это истолковали как пробную версию.

Встречаются случаи, когда управляющие компании собирают деньги с жильцов, но до оператора сбор не доходит.

Еще одна проблема – отсутствие в стране предприятий с полным циклом переработки, где какая-то часть передавалась бы для использования в виде вторичного сырья, какая-то часть перерабатывалась.

Перспективы Реформы

Среди благоприятных перспектив мусорной реформы намечены следующие:

  • Изменения в сфере вывоза и переработки отходов должны повлиять на борьбу с незаконными свалками.

[expert_bq id=22]Ликвидировать все несанкционированные свалки предстоит до 2024 года – это постановление Президента содержится в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».[/expert_bq]

  • Переход на раздельный сбор мусора. В 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный.
  • Создание по всей стране современных технологичных полигонов и мусороперерабатывающих заводов.

Однако в реальности в результате множества проблем, которые встретились на пути реализации реформы, само ее будущее оказалось под вопросом. С начала 2019 года по стране прошло несколько акций и митингов протеста против новых правил. Часть политиков говорит о том, что реформа обречена на провал.

Друга часть чиновников настроена более оптимистично и считает, что новые правила приведут к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО.

Все за и против

Насколько приживутся новые правила обращения с ТКО и какие поправки ждут мусорную реформу, покажет время. Однако уже давно стало понятно, что откладывать решение вопроса с мусором дальше невозможно, т.к. бездействие способно привести к экологической катастрофе.

Схожие материалы

Комментарии к статье

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *